Факультет русской филологии всегда в гуще научно-образовательных событий федерального уровня. Его вклад в развитие филологической науки и лингвометодики заслуживает особого внимания. Одним из примеров такого участия стало выступление профессора кафедры методики преподавания русского языка и литературы доктора педагогических наук Ирэн Юрьевна Гац на традиционном научно-методическом семинаре «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы», проводимого Институтом реализации государственной политики профессионального развития работников образования. Яркое сообщение «Дисциплина умения мыслить, или О специфике подготовки студента-филолога в современной языковой ситуации» стало одним из ключевых моментов мероприятия. Чтобы достичь определённого уровня подготовки студента-филолога, говорилось в её речи, требуется такая образовательная среда, которая бы мотивировала студентов к постоянному развитию и рефлексии. Особое внимание было уделено уникальной методической службе факультета под названием «Образ действия». Эта инициатива направлена на вовлечение студентов-филологов в реальную педагогическую практику уже на этапе обучения. Через деловую игру, мастер-классы, проектные задачи и участие в создании уникальных методических материалов студенты осваивают тонкости профессионального мастерства.
Но вклад факультета не ограничивается только подготовкой будущих педагогов. Экспертная группа Департамента государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Минпросвещения России, в которую входит профессор И.Ю. Гац, в феврале обсудила новые подходы к проведению олимпиад по иностранным языкам и подготовке школьников. На заседании экспертной группы по обновлению содержания Всероссийской олимпиады школьников по филологическому направлению рассматривалось качество проведения олимпиад по русскому языку, по литературе, по иностранным языкам и специальной подготовки олимпиадников. Ирэн Юрьевна выступила с инициативой создания единой программы подготовки с привлечением ресурсов вузов, что обеспечило бы преемственность между школьным и университетским образованием. Лингвистические лаборатории, академические квесты и языковые интенсивы помогут школьникам погрузиться в академическую среду, познакомиться с университетскими дисциплинами и пообщаться с преподавателями и студентами.
Участники заседания поддержали ещё одну инициативу И. Ю. Гац – привлекать студентов-филологов в качестве наставников. Их опыт и знания – ценный ресурс для школьников, а сами студенты получат возможность развивать свои педагогические навыки. Такой опыт уже есть у факультета русской филологии в лице онлайн-школы нового поколения «НАВЫК». О том, как организуется такая работа, на каких научных позициях основана подготовка углублённого изучения русского языка, литературы и иностранного языка, рассказал её генеральный директор В. С. Сухов, студент 5 курс факультета русской филологии на первом заседании круглого стола Института содержания и методов образования «Академическая среда». Его эмоциональное сообщение носила метафорическое название: «Урок нашего времени: путь к себе». Студентам-филологам и молодым учителям русского языка и литературы (Владимир Диминец, Арина Красикова, Софья Крутова, Марина Полунина, Павел Прохоров, Влад Сухов и их научный руководитель – И. Ю. Гац) выпала большая часть оказаться на одной площадке с выдающимися учёными-дидактами, напрямую общаться с академиком РАО Владиславом Владиславовичем Сериковым. Диалог строился на тему роли педагогической науки в развитии современного образования и внедрения результатов научно-педагогических исследований в школьную практику.
Студенты-филологи продолжают демонстрировать высокий уровень подготовки, активно участвуя в научных мероприятиях. Так, свои доклады на юбилейной конференции МПГУ «Педагог-словесник XXI века» представили Александра Копцева, Марина Полунина, Ярослава Чухарева и студентка Высшей школы экономики Ксения Шульмина, приглашённая в команду под руководством И.Ю. Гац.
Начинающие исследователи поделились с научно-методическим сообществом результатами педагогических поисков и инновационными подходами к преподаванию русского языка и литературы.
Одним словом, факультет русской филологии занимает самую активную позицию в формировании образовательной политики, предлагая инновационные решения для развития филологического общего и филологического высшего образования в стране.
В Московском педагогическом государственном университете 27 февраля прошла юбилейная Х научно-практическая конференция «Педагог-словесник XXI столетия», которая в очередной раз подтвердила высокий уровень подготовки будущих педагогов-филологов. Студенты представили яркие, инновационные проекты, которые демонстрируют их глубокие знания, предлагают свежие подходы к преподаванию русского языка и литературы.
Факультет русской филологии Просвета был представлен дружной командой исследователей-единомышленников, влюбленных в педагогическое дело. Одним из запоминающихся стало эмоциональное выступление Марины Полуниной (4 курс), которая рассказала о своём просветительском проекте «Читаем русскую классику с иностранцем, или Как Русский разговорный клуб объединяет культуры». Марина поделилась собственным опытом организации клуба, где иностранцы изучают русский язык через погружение в классическую литературу. Её проект уже два года успешно работает на базе культурного пространства «Циферблат», объединяя людей из разных стран. Марина уверена, что через тексты русской классики иностранцы открывают для себя национальную ментальность русского человека.
Научным руководителем командного творчества начинающих исследователей стала доктор педагогических наук профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы Ирэн Юрьевна Гац: «Конференция словно праздник методической науки и педагогического творчества. Благодарим кафедру методики преподавания литературы МПГУ и лично профессора Елену Валентиновну Гетманскую за приглашение. Спасибо коллегам за высокую оценку наших скромных успехов. Вдохновляющие презентации и научные сообщения студентов-филологов родного факультета есть повод для профессионального оптимизма! Мы гордимся нашими студентами, которые уже сегодня предлагают решения завтрашнего дня. Их научно-образовательные проекты содержат реальные инструменты, отражают острые вопросы литературного образования в цифровом пространстве».
24 марта в Институте стран СНГ состоялась научная конференция «Социокультурное пространство России и стран СНГ». Это молодежный проект, одним из организаторов которого стала кафедра методики преподавания русского языка и литературы факультета русской филологии. Модераторы конференции: Т.М. Воителева, Н.В. Логинова и А.В. Шмелева. В мероприятии приняли участие студенты, магистранты и аспиранты нашего университета и других московских вузов. Среди участников — представители Туркмении, Таджикистана, Узбекистана, а также аспиранты Просвета из КНР. Проект призван объединить учащуюся в российских вузах молодежь, создать площадку для научного и культурного диалога, акцентировать внимание на проблемах изучения русского языка как иностранного и русского языка как неродного, русской культуры в диалоге с культурами стран ближнего и дальнего зарубежья!